Регистрация права на земельный участок в Госреестре вещных прав. Порядок 2024

Введение

Зарегистрировать право собственности или другие вещные права (например, аренду, сервитут, суперфицию, эмфитевзис и др.) на участок земли можно через местный центр предоставления административных услуг (ЦНАП), который принимает необходимые документы для государственной регистрации вещных прав на недвижимость, либо обратившись к нотариусу. Именно после прохождения регистрации в государственном реестре прав на недвижимое имущество возникают, изменяются или прекращаются соответствующие права.

Присвоения кадастрового номера

Необходимо осознавать, что регистрация права возможна лишь на тот участок земли, которому уже присвоен кадастровый номер. Если участку еще не присвоен кадастровый номер, необходимо следовать процедуре его присвоения. Для этого рекомендуется ознакомиться с процессом присвоения кадастрового номера соответствующему земельному участку.

Для вашего сведения, правила регистрации прав на недвижимое имущество, включая земельные участки, определены Порядком государственной регистрации прав на недвижимость и их обременений. Этот порядок был утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 25 декабря 2015 года под номером 1127 и вступил в силу с 1 января 2016 года.

Важно отметить, что до 2013 года право собственности на землю подтверждалось государственным актом о праве собственности на земельный участок, который можно было получить в местном органе Госкомзема.

В настоящее время, после внесения данных о земельном участке в государственный земельный кадастр и получения выписки из Государственного земельного кадастра в местном управлении Госгеокадастра, необходимо обратиться в местный Центр предоставления административных услуг (ЦНАП) или к нотариусу для регистрации вашего права на земельный участок.

В ЦНАПе можно зарегистрировать право собственности, аренды, сервитута, суперфиций, эмфитевзиса и других обременений на недвижимость. Обычно наиболее распространенным случаем является регистрация права собственности на земельный участок. Порядок этой процедуры с примерами документов рассматривается ниже.

Пошаговый порядок регистрации права на земельный участок

1Сначала необходимо определиться с органом, в котором будет происходить регистрация вашего права. Вы можете выбрать удобный для вас Центр предоставления административных услуг (ЦНАП) или нотариуса. В ЦНАПе вам придется оплатить только административный сбор, но возможны очереди. У нотариуса, напротив, стоимость будет выше (включая административный сбор и услуги нотариуса), но процесс будет более удобным и без необходимости ожидания.

Важно отметить, что регистрацию права на земельный участок можно выполнить только в ЦНАПе или у нотариуса, работающих в той же области, где расположен земельный участок. Адреса местных ЦНАПов, в которых следует подавать документы для регистрации права собственности на земельный участок, можно найти в интернете, например, используя поисковик и вводя запрос «ЦНАП [название вашего населенного пункта]».

2Далее, необходимо подготовить комплект документов для предоставления в местный Центр предоставления административных услуг (ЦНАП) или нотариусу, который включает в себя следующее:

  • Извлечение (вытяг) из Государственного земельного кадастра (ГЗК);
  • Копию и оригинал паспорта заявителя;
  • Копию и оригинал идентификационного номера;
  • Подтверждение оплаты административного сбора (в размере 0,1 минимальной заработной платы, что на 2024 год составляет от 270 грн). Если регистрируется право на основании госакта старого образца, регистрация должна быть бесплатной (согласно п. 1 ч. 9 ст. 34 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений»);
  • Документ-основание возникновения права на участок (договор купли-продажи, дарения, мены и др., решение суда, решение ОТГ о передаче участка в собственность, свидетельство о праве на наследство и т.д.);
  • Доверенность, если документы предоставляются представителем (нотариально заверенная);
  • Оригинал и копию паспорта и идентификационного номера представителя, если документы предоставляются от имени заявителя.

Заявление о регистрации права будет напечатано государственным регистратором или нотариусом и подписано заявителем на месте.

3Получить готовый документ. Общий срок рассмотрения представленных государственному регистратору документов составляет до 5 рабочих дней (не календарных!).

По истечении указанного срока, по желанию, можно будет получить от государственного регистратора извлечение (вытяг) о регистрации права.

Также следует отметить, что ст. 34 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» предоставляет возможность сократить пятидневный срок до 2 дней, 24 часов и 2 часов, однако сбор за регистрацию права в таких случаях будет значительно больше.

После регистрации своего права в Государственном реестре вещных прав, вы станете полноправным владельцем земельного участка и в дальнейшем сможете распорядиться им по собственному усмотрению (в том числе, продать, подарить, обменять и т.д.).

Напомним, что до 2016 года, по результатам регистрации права можно было получить один из следующих документов:

  • выписка из Государственного реестра прав на недвижимое имущество и их обременений;
  • свидетельство из Государственного реестра прав (только для вновь сформированных земельных участков, которые выделялись на основании решения местного совета/распоряжения госадминистрации/приказа областного управления Госгеокадастра или заявления владельца, в случае изменения целевого назначения или раздела земельного участка).

Сейчас такие документы больше не выдаются. Вместо них можно получить извлечение (вытяг) из Государственного реестра прав на недвижимое имущество.

Проверить, зарегистрировано ли право в Государственном реестре прав, можно воспользовавшись официальным электронным сервисом на сайте Министерства юстиции Украины. Регистрация права на земельный участок в Днепре 2024 году.

4.5/5 - (8 голосов)